Одежда

Образцы народной одежды Буковины отмечаются выразительностью силуэта, богатством и разнообразием составных элементов и декоративной отделки. Мужской и женский костюмы состояли из домотканой полотняной рубашки, поясной и плечевой одежды, пояса, обуви, головного убора и украшений.

Основной составной частью как женского, так и мужского наряда является рубашка. Мужская была туникоподобного крою, с широкими рукавами, с пазушным разрезом и круглым вырезом горловины, со стоячим и отложным воротником. Подол, края рукавов и пазушный разрез в мужских рубашках мережили («циркали») узором шелковой нитью и обвязывали с помощью крючка («гаклювалы»). Самой давней по крою женской рубашкой является рубашка "с морщиной", позже были распространены туникоподобного кроя. Характерной чертой всех буковинских рубашек является логическое расположение художественного оформления, мастерство сочетания форм и фактуры материала.

Будничные украшались легкой вышивкой вокруг горловины, по подолу, в местах соединения деталей.

Праздничные определяются колоритностью и разнообразием технических приемов вышивки. Материалом служила разноцветная шерсть, шелк, бисер, серебряные и золотые нити. Разного рода металлические пластинки(блестки). В отделке применялось ручное кружево, выполненное из белых, кремовых, розовых фабричных нитей.

Поясной одеждой мужчин были узкие полотняные штаны белого цвета - "портяныци", "поркеныци", "гатки". Состояли они из брючин («холошень»), клина и веревки. Низ брючин подкатывали, обметывали или украшали узором, а в праздничных - вышивали цветными нитями. В холодную пору мужчины носили суконные штаны («гачи») из белого, серого или черного сукна.

Женской одноплановой поясной одеждой служила тканная «горботка» («опынка, запаска, катринце»). В особенно праздничных случаях на Кицманщине и Заставщине девушки и молодые женщины вместо «горботки» одевали "подфоту" и "фоту из платков". Фота - полотнище из шерстяной ткани черного, фиолетового или синего цвета фабричного производства, края которой перетканы нитями малинового цвета в виде широких полос. Подфота - полотнище белого цвета фабричного производства, украшенное красными полосами по низу изделия. Дополнением служили платки, которые подтыкались по бокам за пояс.

Все типы буковинских «горботок» связывались вытканным из разноцветных нитей нешироким (4-6см) поясом. Мужской пояс, которым опоясывали рубашку, был значительно шире (10-14 см). Он служил не только украшением костюма, но и выполнял функцию поддерживания мышц живота во время тяжелых физических работ. На Гуцульщине издавна известен широкий (30-40 см) кожаный пояс - "черес", который украшали металлическими бляшками(капслями), тиснением, а с середины 50-60-х гг. ХХ в. и бисером.

Оригинальной женской праздничной одеждой середины ХІХ - началу ХХ в. была "рикля". Имея значительное распространение в равнинной зоне, она напоминала по виду сарафан. Шили ее из фабричной ткани как разноцветной, так и однотонной, украшали красными лентами, разноцветной тесьмой с золотом, а также кружевом.

Разнообразием форм и отделки отмечается женская и мужская плечевая одежда, это - безрукавки, кожухи, «сардаки», «манты», «гугле». Овчинная безрукавка («мистян, мунтян, бундица, полька, цурканка, магалянка») издавна выступали в качестве одной из обязательных составных частей народного наряда. Разные по своей длине праздничные безрукавки украшались вышивкой, шнурами, аппликацией из кожи, металлическими заклепками («капслями»), бисером. Особенного внимания заслуживают «цуканки», «польки», «мистяни», которые богато разукрашивались мехом хорька, аппликацией в виде волн и зигзагов(кудрей), стилизованного растительного орнамента. Гуцульские безрукавки поражают своими расцветками и оригинальностью. Они украшались кусочками кожи красного и коричневого цвета, медными заклепками («капслями»), яркими цветными нитями и кистями - "дармовисами".

Рядом с меховыми безрукавками носили кожухи. по покрою они делились на короткие (прямоспинные и распашные) и длинные. Цвет кожуха был преимущественно белым, воротник невысоким, стоячим. Женские кожухи украшались разноцветными шнурами, аппликацией («кавулями»), «дармовисами», края обшивали мехом хорька или каракуля. Эта плечевая одежда одновременно подчеркивала и имущественное состояние владельца. Мужские кожухи отличались от женских в незначительной мере, они были короче и менее орнаментируемыми.

Другим видом плечевой одежды с рукавами был "сардак". Изготовлялся он из коричневого и черного сукна, туникоподобного кроя. Украшали его по воротнику, отворотам, подолу, краю рукавов крученным шнуром в виде аппликации, или узелками(помпонами). «Сардак» имел небольшие разрезы или клинья по сторонам, прямые, достаточно широкие рукава, невысокий стоячий или отложной воротник. Мужские «сардаки» были короче, чем женские.

Широкое использование среди буковинцев имела "манта" - старинная длинная плащевидная одежда распашного кроя с высоким воротником - колпаком, который украшался аппликацией из кусочков ткани в виде растительного или геометрического орнамента. Носили ее в ненастье и морозы поверх кожуха. В некоторых селах восточных районов Буковины верхней одеждой служил "чугай", что изготовлялся из домотканого темно-коричневого сукна и имел прямоспинный крой. У жителей горной части края в качестве верхней одежды выступала "гугля", которая отличалась от «манты» наличием капюшона и отсутствием рукавов.

Дополняющими элементами традиционного женского и мужского наряда были головные уборы, обувь и украшения. Среди них важное место занимают головные уборы, которые можно систематизировать по половому, - возрастному признаками - мужские, женские, девичьи; по материалу и способу изготовления - на суконные, меховые («кучма») и соломенные (шляпы); по форме - конические и цилиндрические; по назначению в быту - будничные и обрядовые(праздничные). Летом мужчины покрывали голову соломенными или войлочными шляпами. У молодежи они были украшены лентами, «герданами», павлиньим пером. Зимним головным убором служила островерхая шапка серого или черного цвета, изготовленная из овчины – «кучма». Головные уборы девушек буковинского края характеризуются широким разнообразием («дьорданик», «кодыны», венок, покрывало), им присущая большая разноцветность и великолепие, которое подчеркивает локальные особенности традиционного костюма того или другого региона. Наиболее типичным головным убором женщин были «намітки», полотенца, полотенца для обворачивания головы, «перемитки». Кроме них, широкое распространение имели цветные платки фабричного производства.

Самым давним видом обуви были «постолы» - "сыривци", "виробъяки", "морщенки", которые изготовлялись из свиной или телячьей кожи методом стягивания передней части (морды) и задней части (пяты), одевали их на «онучи»(портянки) или опорки(«капчури» - вязаные носки). К шитой обуви относились кожаные сапоги с твердыми голенищами черного или коричневого цвета. Исключительно мужским видом обуви были "рисовани сапоги", в которых нижняя часть голенища изготовлялась из мягкой кожи и выступала в форме складок. Сапоги комбинированные с черными передками и желтыми голенищами - "чернобрывци" - носили женщины равнинной части края. Особенной изысканностью характеризуются женские ботинки - "дарматы", голенища, в которых были высокими. Они застегивались на пуговицы спереди или сбоку, разукрашивались аппликацией из белой кожи, узорным вырезанием и выкалыванием кожи, имели фигурные, зауженные к низу каблуки - "обцасы".

Неотъемлемым дополнением к женскому и мужскому костюмам являются украшения, именно им принадлежит важное место в его художественном оформлении, которое особенно усиливает художественную образность народного наряда. Наиболее распространенными были нашейные и нагрудные украшения в виде узеньких полосок. К ним относятся «крапинки», «сылянки», «герданы», которые изготовлялись из разноцветного бисера способом нанизывания («сыляння»). Неширокие «сылянки» носили женщины и девушки в будни, праздничные же были шире, ажурнее, по нижнему краю украшены бахромой или петельками из бисера («кутасиками», «дармовисами»). Иногда полоса орнамента наверху и внизу обводилась прямой, ломаной, черной или белой линией. Цветовая гамма «сылянок», «герданив» достаточно насыщена. Очень распространенными были бусы из одного или нескольких рядов монет, подвешенных к шнурку или нашитых на кусок квадратной ткани - "сорокивци", "гарды", "згарды", "маниство". В нем использовались австрийские талеры, а также меньшие по размеру австрийские, русские, венгерские, канадские, североамериканские и румынские мелкие монеты.

Женский и мужской костюмы невозможно представить без домотканой сумки – «тайстры» («трайсты», «трайстры»), которая выступала в качестве настоящего украшения традиционной ноши. Мужской костюм горной зоны дополняли кожаная сумка(«тобивка»), украшенная металлическими бляшками и «капслями», а также палка или «келех», трубка и кожаный кошелек (мошонка).





Теплая обувь, доступные цены в Харькове демар размерная сетка фильтр подбора размеров.